СЕНТЯБРЬ. Украинская сказка "КОЛОСОК"
Сказка
1
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голоси¬стое горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом
принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пше¬ничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали
мышата и говорят: "Нужно его обмолотить".
- Только не я! - закричал один.
- Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
2
Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали
мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муку намолоть.
- А кто понесет? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем време¬нем затеяли
чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
3
Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодей! Теперь нужно тесто замесить да пироги
печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. Мышата опять за свое:
- Только не я, - запищал Круть.
- Только не я, - запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась,
посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
4
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мы¬шата тут
как тут. И звать их не пришлось.
- Ох, и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох. И есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А
петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
- Ты нашел! - громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты. Все ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего.
Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
Цели и задачи: обучать детей рассказыванию с
опорой на на¬глядность; развивать память, мышление, внимание. Закрепить
зна¬ния о животных и птицах. Воспитывать уважение к труду.
Дидактические пособия:
- набор коллажей
- набор мнемодорожек, мнемотаблиц
- набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисти, краски, альбом¬ные
листы, пластилин.
- мельница, зерно, мука.
ЗАНЯТИЕ 1
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами ездили на поезде в деревню
Сказкино? Мы пели волшебную песенку:
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в деревню Сказкино
Компанию ребят.
Было очень интересно. Мы читали новые сказки,
выполняли сложные задания, а потом рассказывали эти сказки по картинкам
и таблицам. А помните, кто путешествовал вместе с нами? Конечно,
домовенок Кузя. (Раздается стук в дверь). Кто-то пришел. (Входит
Кузя).
Кузя: Здравствуйте, ребята, я рад, что вы меня
помните. Возьмите меня в новые путешествия.
Воспитатель: Возьмем, ребята,
Кузю с собой? А у меня есть интересная украинская сказка, которая
называется "Колосок". Садитесь в поезд, отправляемся в
путь. Ребята, давайте споем вол¬шебную песенку. (Дети поют песенку).
А пока мы едем, я начну вам читать сказку "Колосок".
(Чтение первой части сказки).
Воспитатель: Понравилась вам,
ребята, сказка? Хотите уз¬нать, что было дальше? Тогда выходите
из поезда, и будем выпол¬нять задания.
Задание 1. Физминутка.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался громкий звон
-Убежали мыши вон.
Задание 2. Мнемотаблица.

(Воспитатель вместе с детьми расшифровывает мнемотаблицу)
Воспитатель: Серого цвета, мягкая
шерстка, четыре лапки, длинный тонкий хвост, любит сыр, называется
на М. Кто же это? (Мышка).
(Воспитатель предлагает повторить рассказ
2-3 детям).
Воспитатель: А петушок, ребята,
загрустил. Давайте про него тоже расскажем.

Воспитатель помогает детям расшифровать мнемотаблицу, 1-2 ребенка
повторяют рассказ по таблице.
Задание 3. Выучи потешку.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Громко песни поешь?
Деткам спать не даешь?
Ку-ка-ре-ку!
Задание 4. Аппликация "Петушок и
мышата" (в подгруппах из 3 человек).
Воспитатель предлагает решить, кто будет вырезать
петушка, а кто мышат. Показывает, как срезать уголки.
Воспитатель: Как вы, ребята,
думаете, из какого квадрата нужно вырезать голову? Туловище?
(Фломастером дети дорисовывают мордочки, хвосты...)
Воспитатель: Какие замечательные
получились мышата и пе¬тушок. Вы не помните, как их зовут?
А теперь нам пора возвращаться в группу. Кузя,
ты помнишь волшебные слова?
Кузя: Конечно, помню! Раз, два,
три - снова в группе мы!
ЗАНЯТИЕ 2
Ход занятия
Воспитатель предлагает продолжить путешествие
в деревню Сказкино, где живут сказочные герои. Вот только Кузя опаздыва¬ет...
Дети зовут Кузю.
Кузя: Ребята, а я забыл, какую
сказку мы начали читать.
Воспитатель: Ребята, а вы помните,
с героями какой сказки мы начали знакомиться?
Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.
Воспитатель показывает коллаж, размером в два
альбомных листа, на котором изображено содержание 1 части сказки:
два мы¬шонка, петушок, колосок.

Воспитатель:
- Как называется сказка?
- Кто жил-поживал в украинской сказке "Колосок"?
- Чем целый день занимались мышата?
- Что делал петушок?
- Кто нашел колосок?
- Почему петушок пошел молотить колосок?
Кузя: А что же было дальше?
Воспитатель: А давайте отправимся
в деревню Сказкино и узнаем, что было дальше. Садитесь в поезд и
запевайте песенку. А пока мы едем, я прочитаю вам продолжение.
(Чтение второй части сказки).
Воспитатель: Вот мы и приехали,
а чтобы узнать, что будет дальше, нужно выполнить задание.
Задание 2. Выложи буквы.
Воспитатель предлагает детям из палочек выложить
буквы "П", "М".
- Чья буква "П"? (Петушка). "М"?
(Мышат).
Задание 3. Опыт "Получение муки".
Воспитатель: Ребята, а кто пошел
на мельницу муку молоть? Давайте поможем петушку намолоть муки.
Вот у меня - мельница, вот у меня - зерно.
(Дети по очереди насыпают зерно в ручную мельницу
или ко¬фемолку и мелют муку).
Воспитатель: Вот сколько муки
получилось.
(Воспитатель ставит рядом тарелку с зерном
и тарелку с му¬кой).
Воспитатель: Ребята, что мы положили
в мельницу? (Зерно). Что делали? (Мололи). Что получилось? (Мука).
Задание 4: Подвижная игра "Мыши в
кладовой".
Задание 5: Рисование "Закрась петушка".
Воспитатель предлагает детям раскрасить петушка
двумя цветами: желтым и красным, не выходя за контур рисунка.
Кузя зовет детей на поезд: Раз, два, три - снова в группе мы.
ЗАНЯТИЕ 3
Ход занятия
Кузя загадывает детям загадку:
"Золотист он и усат, в ста карманах - сто
ребят". (Колосок).
Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.

Воспитатель задает наводящие вопросы по первой
и второй частям сказки "Колосок".
- Чем занимались Круть и Верть?
- Кто всех песенкой будил, двор подметал?
- Почему петушку пришлось молотить колосок?
- Повторите, как кричали мышата: "Только не я!"
- Что делали мышата, пока петушок зерно молол?
Воспитатель: Хотите, ребята послушать
продолжение сказки? Тогда садитесь в поезд, приглашайте Кузю и запевайте
песенку волшебную. (Дети поют песню). А пока мы едем, я
прочитаю вам продолжение сказки. (Чтение третьей части сказки).
Воспитатель: Ну а чем закончилась
вся история, мы узнаем, когда выполним все задания.
Задание 2. Физминутка "Осенние листочки".
Мы - листочки, мы - листочки, Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели, Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали, А потом летать устали! Перестал дуть ветерок
- Мы присели все в кружок. Ветер снова вдруг подул, И листочки быстро
сдул. Все листочки полетели И на землю тихо сели.
Задание 3. Мнемодорожка "Осень".
Дети вспоминают приметы осени, опираясь на мнемодорожку.
1-2 ребенка повторяют рассказ.
Задание 4. Лепка "Пирожки".
Воспитатель вместе с детьми из муки замешивает
тесто, лепят пирожки, пекут на кухне.
ЗАНЯТИЕ 4
Ход занятия
Кузя приносит две буквы "П", "М".
- Ребята, чьи это буквы?
- Мне очень хочется узнать, чем же закончилась сказка.
Воспитатель приглашает всех в поезд, предлагает
спеть вол¬шебную песенку, чтобы попасть в деревню Сказкино. (Дети
поют песню).
Воспитатель: Пока мы едем, я
вам дочитаю сказку. (Чтение четвертой части). Выходите, ребята,
будем выполнять интересные задания.
Задание 1. Д/и "Хорошо - плохо".
Петушок всех будил? - Хорошо. Мышата пели, плясали?
- Хорошо. Мышата не захотели молотить? - Плохо. Петушок нашел колосок?
- Хорошо.
Задание 2. Этюды
- Веселые мышата.
- Петушок за работой.
- Мышатам стыдно.
Задание 3. Д/и "Что изменилось"?
Воспитатель выставляет 5 игрушек домашних птиц.
Давая за¬дание, меняет две из них. После отгадывания, возвращает
игрушки в первоначальное положение. Только потом предлагает следую¬щее
задание.
Усложнение задания:
- поменять 2 игрушки местами;
- поменять 1 игрушку по размеру;
- поменять 1 игрушку по цвету;
- поменять местами и по размеру.
Задание 4: Итоговая мнемотаблица.

Дети рассказывают всю сказку разными способами:
один на¬чинает, другой продолжает; по ролям и т. д.
Воспитатель: Вот и прочитали
мы всю сказку. Пора возвра¬щаться в детский сад. Раз, два, три -
снова в группе мы.
|