Образовательный портал города Мурманска
  Версия для слабовидящих  
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus

 

 

 

 

СЕНТЯБРЬ. Украинская сказка "КОЛОСОК"

Сказка

1
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голоси¬стое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пше¬ничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят: "Нужно его обмолотить".
- Только не я! - закричал один.
- Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

2
Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муку намолоть.
- А кто понесет? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем време¬нем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

3
Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодей! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. Мышата опять за свое:
- Только не я, - запищал Круть.
- Только не я, - запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.

4
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мы¬шата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох, и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох. И есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
- Ты нашел! - громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты. Все ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего.
Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Цели и задачи: обучать детей рассказыванию с опорой на на¬глядность; развивать память, мышление, внимание. Закрепить зна¬ния о животных и птицах. Воспитывать уважение к труду.

Дидактические пособия:

  • набор коллажей
  • набор мнемодорожек, мнемотаблиц
  • набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисти, краски, альбом¬ные листы, пластилин.
  • мельница, зерно, мука.

ЗАНЯТИЕ 1

Ход занятия
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами ездили на поезде в деревню Сказкино? Мы пели волшебную песенку:

Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в деревню Сказкино
Компанию ребят.

Было очень интересно. Мы читали новые сказки, выполняли сложные задания, а потом рассказывали эти сказки по картинкам и таблицам. А помните, кто путешествовал вместе с нами? Конечно, домовенок Кузя. (Раздается стук в дверь). Кто-то пришел. (Входит Кузя).

Кузя: Здравствуйте, ребята, я рад, что вы меня помните. Возьмите меня в новые путешествия.

Воспитатель: Возьмем, ребята, Кузю с собой? А у меня есть интересная украинская сказка, которая называется "Колосок". Садитесь в поезд, отправляемся в путь. Ребята, давайте споем вол¬шебную песенку. (Дети поют песенку). А пока мы едем, я начну вам читать сказку "Колосок".

(Чтение первой части сказки).

Воспитатель: Понравилась вам, ребята, сказка? Хотите уз¬нать, что было дальше? Тогда выходите из поезда, и будем выпол¬нять задания.

Задание 1. Физминутка.

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался громкий звон
-Убежали мыши вон.

Задание 2. Мнемотаблица.

(Воспитатель вместе с детьми расшифровывает мнемотаблицу)

Воспитатель: Серого цвета, мягкая шерстка, четыре лапки, длинный тонкий хвост, любит сыр, называется на М. Кто же это? (Мышка).

(Воспитатель предлагает повторить рассказ 2-3 детям).

Воспитатель: А петушок, ребята, загрустил. Давайте про него тоже расскажем.

Воспитатель помогает детям расшифровать мнемотаблицу, 1-2 ребенка повторяют рассказ по таблице.

Задание 3. Выучи потешку.

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Громко песни поешь?
Деткам спать не даешь?
Ку-ка-ре-ку!

Задание 4. Аппликация "Петушок и мышата" (в подгруппах из 3 человек).

Воспитатель предлагает решить, кто будет вырезать петушка, а кто мышат. Показывает, как срезать уголки.

Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, из какого квадрата нужно вырезать голову? Туловище?
(Фломастером дети дорисовывают мордочки, хвосты...)

Воспитатель: Какие замечательные получились мышата и пе¬тушок. Вы не помните, как их зовут?

А теперь нам пора возвращаться в группу. Кузя, ты помнишь волшебные слова?

Кузя: Конечно, помню! Раз, два, три - снова в группе мы!

ЗАНЯТИЕ 2

Ход занятия

Воспитатель предлагает продолжить путешествие в деревню Сказкино, где живут сказочные герои. Вот только Кузя опаздыва¬ет... Дети зовут Кузю.

Кузя: Ребята, а я забыл, какую сказку мы начали читать.

Воспитатель: Ребята, а вы помните, с героями какой сказки мы начали знакомиться?

Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.

Воспитатель показывает коллаж, размером в два альбомных листа, на котором изображено содержание 1 части сказки: два мы¬шонка, петушок, колосок.

Воспитатель:
- Как называется сказка?
- Кто жил-поживал в украинской сказке "Колосок"?
- Чем целый день занимались мышата?
- Что делал петушок?
- Кто нашел колосок?
- Почему петушок пошел молотить колосок?

Кузя: А что же было дальше?

Воспитатель: А давайте отправимся в деревню Сказкино и узнаем, что было дальше. Садитесь в поезд и запевайте песенку. А пока мы едем, я прочитаю вам продолжение.

(Чтение второй части сказки).

Воспитатель: Вот мы и приехали, а чтобы узнать, что будет дальше, нужно выполнить задание.

Задание 2. Выложи буквы.

Воспитатель предлагает детям из палочек выложить буквы "П", "М".

- Чья буква "П"? (Петушка). "М"? (Мышат).

Задание 3. Опыт "Получение муки".

Воспитатель: Ребята, а кто пошел на мельницу муку молоть? Давайте поможем петушку намолоть муки. Вот у меня - мельница, вот у меня - зерно.

(Дети по очереди насыпают зерно в ручную мельницу или ко¬фемолку и мелют муку).

Воспитатель: Вот сколько муки получилось.

(Воспитатель ставит рядом тарелку с зерном и тарелку с му¬кой).

Воспитатель: Ребята, что мы положили в мельницу? (Зерно). Что делали? (Мололи). Что получилось? (Мука).

Задание 4: Подвижная игра "Мыши в кладовой".

Задание 5: Рисование "Закрась петушка".

Воспитатель предлагает детям раскрасить петушка двумя цветами: желтым и красным, не выходя за контур рисунка.
Кузя зовет детей на поезд: Раз, два, три - снова в группе мы.

ЗАНЯТИЕ 3

Ход занятия

Кузя загадывает детям загадку:

"Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят". (Колосок).

Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.

Воспитатель задает наводящие вопросы по первой и второй частям сказки "Колосок".
- Чем занимались Круть и Верть?
- Кто всех песенкой будил, двор подметал?
- Почему петушку пришлось молотить колосок?
- Повторите, как кричали мышата: "Только не я!"
- Что делали мышата, пока петушок зерно молол?

Воспитатель: Хотите, ребята послушать продолжение сказки? Тогда садитесь в поезд, приглашайте Кузю и запевайте песенку волшебную. (Дети поют песню). А пока мы едем, я прочитаю вам продолжение сказки. (Чтение третьей части сказки).

Воспитатель: Ну а чем закончилась вся история, мы узнаем, когда выполним все задания.

Задание 2. Физминутка "Осенние листочки".

Мы - листочки, мы - листочки, Мы - осенние листочки. Мы на веточках сидели, Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали, А потом летать устали! Перестал дуть ветерок - Мы присели все в кружок. Ветер снова вдруг подул, И листочки быстро сдул. Все листочки полетели И на землю тихо сели.

Задание 3. Мнемодорожка "Осень".

Дети вспоминают приметы осени, опираясь на мнемодорожку. 1-2 ребенка повторяют рассказ.

Задание 4. Лепка "Пирожки".

Воспитатель вместе с детьми из муки замешивает тесто, лепят пирожки, пекут на кухне.

ЗАНЯТИЕ 4

Ход занятия

Кузя приносит две буквы "П", "М".
- Ребята, чьи это буквы?
- Мне очень хочется узнать, чем же закончилась сказка.

Воспитатель приглашает всех в поезд, предлагает спеть вол¬шебную песенку, чтобы попасть в деревню Сказкино. (Дети поют песню).

Воспитатель: Пока мы едем, я вам дочитаю сказку. (Чтение четвертой части). Выходите, ребята, будем выполнять интересные задания.

Задание 1. Д/и "Хорошо - плохо".

Петушок всех будил? - Хорошо. Мышата пели, плясали? - Хорошо. Мышата не захотели молотить? - Плохо. Петушок нашел колосок? - Хорошо.

Задание 2. Этюды

- Веселые мышата.
- Петушок за работой.
- Мышатам стыдно.

Задание 3. Д/и "Что изменилось"?

Воспитатель выставляет 5 игрушек домашних птиц. Давая за¬дание, меняет две из них. После отгадывания, возвращает игрушки в первоначальное положение. Только потом предлагает следую¬щее задание.

Усложнение задания:

- поменять 2 игрушки местами;
- поменять 1 игрушку по размеру;
- поменять 1 игрушку по цвету;
- поменять местами и по размеру.

Задание 4: Итоговая мнемотаблица.

Дети рассказывают всю сказку разными способами: один на¬чинает, другой продолжает; по ролям и т. д.

Воспитатель: Вот и прочитали мы всю сказку. Пора возвра¬щаться в детский сад. Раз, два, три - снова в группе мы.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2023
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна