Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Опыт работы со старшими дошкольниками

Маляшок Юлия Александровна
МДОУ ЦРР-детский сад №123,


Сегодня уже никто не сомневается в том, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада является мощным способом обогащения интеллектуального, нравственного, эмоционального развития ребенка и приобщением его к миру информационной культуры.

В течение 15 лет на базе детского сада работает компьютерный класс. Планирование деятельности осуществляется на основе рабочего варианта программы дополнительного образования «Компьютер в детском саду», под редакцией Алиевой Т.И., Антоновой Т.В., Арнаутовой Е.П. (Центр «Дошкольное детство» имени Запорожца А.В.). Курс рассчитан на 2 года обучения и включает 60 занятий: 1 год – 30 занятий, 2 год - 30 занятий.

Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю по подгруппам ( 5 человек), продолжительностью 15 минут – в подготовительной группе, 12 минут – в старшей группе.

На каждом занятии дети осваивают практические навыки работы на компьютере. Знакомятся с особенностями компьютера, способами управления событиями на экране с помощью операторов и с учетом возможностей той или иной программы, повышая компьютерную грамотность. Выполняя те или иные операции с помощью средств ввода информации (клавиатура, «мышь») дети учатся осознанно управлять ситуациями, возникающими на мониторе, планировать свои действия (как во внешнем, так и во внутреннем плане), контролировать их и при необходимости вносить изменения. Таким образом, активизируются познавательные интересы, мыслительные функции, что создает предпосылки достижения ребенком оптимального уровня готовности к обучению в школе.

Посредством компьютерных игр дети активно осваивают знаково-символическую деятельность, которая способствует развитию управляемого воображения и творческого мышления.

В своей работе я использую обучающие, развивающие, диагностические, коррекционные игры для дошкольников – игры-забавы, игры-эксперименты. Приоритет отдается развивающим (направленным на актуализацию психических процессов, общих и специальных способностей) и обучающим (способствующим усвоению букв, цифр, формированию навыков чтения, счета) компьютерным играм.

Курс развивающих компьютерных игр тесно связан с занятиями «Математика», «Логика», «Обучение грамоте», «Ознакомление с окружающим». Игры распределены по темам проектов.
Для старшего дошкольного возраста (5-7лет) использую комплекты игр: «Антошка. Невероятное сафари»; «Гарфилд малышам» (основы математики и грамматики); «Баба-Яга учится читать (считать)»; «Смешарики. Круглая компания»; «Зимняя сказка»; «Умники. Изучаем планету»; «Размышлялки»; «Смешарики. Калейдоскоп игр» и др.

Все эти игры имеют гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение.

Игры должны быть:

  • непродолжительны по исполнению;
  • просты в управлении;
  • понятны по сюжету;
  • выполнены с использованием крупной и яркой символики;
  • соответствовать возрасту.

Компьютерные игры обеспечивают:

  • высокий эффект развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;
  • стимуляцию интереса к экспериментированию, конструктивной и творческой деятельности;
  • удовлетворенность ребенка от замысла, образов, игрового сценария, хода игры и полученных результатов;
  • совершенствование математических представлений, умение ориентироваться в двух– и трехмерном пространстве, обучение грамоте и т.д;
  • воспитание всесторонне развитой личности в индивидуально-ориентированной дидактической системе.

Но нельзя забывать, что у детей дошкольного возраста все психофизиологические процессы ещё только формируются. Работа на компьютере сопряжена с целым рядом особенностей и со спецификой влияния её на организм работающего, на его здоровье. В связи с этим, понятно как важно нормировать этот новый вид деятельности для ребёнка. В своей работе я уделяю огромное внимание сохранению здоровья дошкольников.

  • Прежде всего, компьютерный класс оборудован специально сконструированной эргономичной мебелью;
  • строго соблюдается расстояние до монитора – не менее 60 см;
  • чтобы снять напряжение с глаз, на каждом занятии провожу гимнастику для глаз;
  • слежу за осанкой детей во время игры;
  • использую увлажнители воздуха, чтобы поддерживать необходимую влажность в помещении (при температуре от +17 до +21С – 40-60%);
  • после занятия провожу гимнастику для снятия мышечного напряжения.

В ходе применения компьютерных технологий возникают и другие виды деятельности: использование компьютерных видеороликов для обогащения познания, создание с помощью компьютера печатной продукции (буклеты, книги, газеты, афиши), использование в проектной деятельности.

При этом в полной мере проявляются мышление, внимание, память, воображение, существенно возрастают самооценка и самостоятельность ребенка, обогащается словарь, развиваются коммуникативные навыки.

Технология проектирования (метод проектов) – это способы организации самостоятельной деятельности детей по достижению определённого результата. (Герман Селевко).

Ценность данной технологии заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки. А именно:

  • постановка конкретных целей и планирование деятельности;
  • самоанализ и рефлексия;
  • выделение проблемных вопросов;
  • поиск нужной информации в разных источниках;
  • грамотное использование полученной информации для ответа на вопросы проекта;
  • проведение исследования;
  • презентации результатов своей деятельности;
  • практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшей жизни.

Темы проектов определяются в перспективном плане старшей и подготовительной групп на весь учебный год. Проекты имеют различную длительность от недели до месяца. Направленность проектов разнообразна. В своей работе я использую познавательные проекты: «Аквамир», «Северная азбука», «Эти удивительные животные», «Всем на свете нужен дом»; творческие: «Мы – изобретатели», «Весёлая Спортландия»; исследовательские: «Моя семья», «Лесные домишки», «Такие разные часы», «Что такое школа?»; экологические: «Путешествие по экотропинке», «Капитошка» и т.д.

Проектная деятельность строится по следующим этапам:

  1. погружение в проект, когда определяется цель исследования: что мы хотим узнать?

  2. организация деятельности, когда дети в подгруппах выполняют задания, планируют проведение исследования, поиск проблемных вопросов.

  3. осуществление деятельности по поиску информации из разных источников с привлечением родителей.

  4. подведение итогов работы, обобщение полученной информации, выбор формы проведения презентации проекта.

На этом этапе я помогаю оформить результаты совместной с детьми работы в виде книг, газет (фотогазета), презентаций (часы, школа); организую конкурс или выставку. На последнем этапе работы снова привлекаю к участию в презентации родителей.

 

    Презентации проектов могут проводиться в разных формах:
    • выставка,
    • конкурс,
    • буклет,
    • презентация,
    • фотогазета,

и включают в себя творческие работы детей: рисунки, поделки из разных материалов. М.м. презентация является не только результатом деятельности одной группы, но и источником информации для детей других групп. Дети сами комментируют свои достижения и открытия.

В процессе проектно-ориентированного обучения у старших дошкольников формируются качества личности, необходимые будущему школьнику: социальная активность, инициативность, самостоятельность, предпосылки произвольного поведения.

Родители помогают детям в поиске информации, создании книг и газет, оформлении презентаций, являются соавторами детских открытий, что помогает укрепить взаимопонимание в семье и улучшить перспективы будущего «школьного» общения.

Проектная деятельность помогает детям чувствовать свою причастность к общему делу, воспитывает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение, работать в группе, самостоятельно или с помощью взрослых «добывать знания», планировать свою деятельность, искать способы решения проблемы. Психологами и педагогами доказано, что для того, чтобы заложить в детях фундамент умения и желания учиться, нужно детскую потребность в деятельности направить на конкретный практический результат. Ребёнок, действуя в рамках проекта, вовлекается в активную практическую деятельность через разрешение проблемных ситуаций, в которых всегда присутствует «феномен удивления» и совершает свои собственные открытия.

Для более успешного решения задач подготовки детей к школе и поиска инновационных подходов, детский сад организует научно-исследовательское сотрудничество с Мурманским областным институтом повышения квалификации педагогов с 2006 года по теме "Проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий в организации предшкольной подготовки детей" (научные руководители: заведующая кафедрой начального образования Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, профессор Соколова Татьяна Евгеньевна, методист кафедры дошкольного образования Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры Шемета Елена Юрьевна).

Образовательная услуга ДОУ «Проектный метод с использованием информационно-коммуникационных технологий в организации предшкольной подготовки» признана призёром федерального конкурса Программы «Сто лучших товаров России - 2008» и удостоена золотого знака качества. Моё участие в этой программе стало возможным благодаря тому, что я прошла обучение по программе «Intel» - «Обучение для будущего».
Компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.
Развивающий характер обучения, с использованием проектных и компьютерных технологий, основанный на детской активности в экспериментировании, поисковой и познавательной деятельности, позволяет сформировать положительное отношение к предстоящей учёбе в школе.

Приложение

  1. План работы на год

  2. Презентация (скачать)


Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений