Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Дошкольное образование

Дошкольные
образовательные
учреждения

Нормативные документы

Образовательные программы

Методические
разработки

Педагогическая мастерская

Дошкольная
мозаика

Запись ребёнка в детский сад на Портале госуслуг

Полезные ссылки

Система Orphus


 

 

 

 

Образовательные программы

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос питания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуаци ях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образо вания. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошколь ном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственнос ти за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и дру гими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становле нию основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с кото рыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных разли чий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономичес кой и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ»
(О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образователь ных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольпого образования. Разработана в целях восполнения существен ного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на ре шение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие со циальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверен ности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «ОТКРОЙ СЕБЯ»
(Е. В. Рылеева)

Посвящена важнейшей проблеме современного дошкольного образования - инди видуализации личностного развития детей двух - шести лет и неразрывно свя занной с ней задачей развития самосознания у дошкольников средствами речевой активности. В основе программы лежат принципы гуманистической психологии и строящаяся на них авторская технология, позволяющая персонализировать об разовательное содержание, сделать его более гибким, адекватным запросам и ин тересам детей с разным уровнем развития личности и способностей. Охватыва ет несколько ведущих направлений государственного стандарта дошкольного образования: «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие естественно-научных представлений», «Развитие экологи ческой культуры». Имеет блочное строение, концентрическую компоновку учеб ного материала, позволяющую детям избирательно усваивать учебное содержа ние программы. Основные тематические блоки программы: «Я такой», «Мир лю дей», «Мир нерукотворный», «Я могу» — обеспечивают формирование представ лений о значимых сферах жизнедеятельности человека, позволяют провести коррекцию самооценки, подготовить детей к самостоятельному преодолению труд ностей. Программой предусматривается возможность активного включения в педагогический процесс родителей воспитанников. Адресована воспитателям дош кольных образовательных учреждений, педагогам образовательных учреждений типа «Начальная школа - детский сад», психологам, гувернерам, родителям.

Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

 

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»
(Д. И. Воробьева)

Основная идея программы - целостное развитие личности ребенка двух – пяти лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Ведущий принцип - многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задачи различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктив ную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную) . Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта позна ния себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть, создать) и реали зация его в условиях самостоятельной деятельности детей. Программа содер жит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью программы «Гармония» является под программа развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика», выстроенная на единой концептуальной основе.

ПРОГРАММА «УМКА» - ТРИЗ
(Л. М. Курбатова и др.)

В программе содержится диалектический подход к формированию творческих способностей детей трех - шести лет на основе развития активных форм мыш ления в единстве с творческим воображением. Программа создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования. Предусматри вает развитие у детей фантазии; обогащение предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения и определяет условия, содействующие решению дошкольниками изобретательских задач (сказочного, игрового, этического, экологического, технического характера и др.). Предусматривает широкое использование интерактивных форм и приемов обучения. Основные принципы: гуманистическая направленность, сквозной, многоступенчатый характер (ох ватывает младший, средний, старший дошкольный возраст, младший школьный возраст), психологическая поддержка одаренных детей, вариативность исполь зования в системе базового и дополнительного образования. Состоит из трех отно сительно самостоятельных частей:

  • программы развития мышления и творческих способностей детей дошколь ного возраста - «Умка» — ТРИЗ;
  • варианта программы, включающей образовательное содержание для организа ции работы с детьми в студиях интеллектуально-эстетического развития;
  • подпрограммы, готовящей педагогов дошкольных образовательных учрежде ний к реализации программы развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста «Умка» - ТРИЗ.

 

ПРОГРАММА «СЕМИЦВЕТИК»
(В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)

Настоящая программа призвана решить задачу культурно-экологического об разования детей дошкольного возраста - начального этапа становления духов­но богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут зависеть его поступки, действия. Ре шение этой проблемы авторы видят в осознании маленьким человеком того воз вышенного, утонченного и прекрасного, что дают окружающий мир, природа и мировая культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты - главная особенность данной программы. Большое внимание в программе уделено совместной творческой деятельно сти детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «КРАСОТА - РАДОСТЬ - ТВОРЧЕСТВО»
(Т. С. Комарова и др.)

Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллек­ туальному развитию детей в дошкольном детстве. Строится на авторской кон цепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих спо собностей детей, в основу которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, те атрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспита нию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства - досуги и развлечения.

 

ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»
(Л. В. Куцакова)

Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошколь ников. Основная цель - развить конструктивные умения и художественно-твор ческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирова ния и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов кон струирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дош кольный возраст - от трех до шести лет. Предусматривает дифференцирован ный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидак тики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к дей ствительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»
(Т. А. Копцева)

Программа нацелена на формирование у детей четырех - шести лет целост ных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздей ствия на творческую деятельность детей. Средствами изобразительного искус ства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания, исполь зуются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художе ственной культуре как части духовной культуры. Программа имеет блочно-тема тическое планирование. Основные блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» содержат систему художественно-творческих заданий, которые способствуют передаче и накоплению у дошкольников опыта эмо ционально-ценностного отношения к миру, приумножению опыта творческой де ятельности, становлению умений и навыков изобразительной, декоративной и кон структивной деятельностей с учетом возрастных особенностей детей.

Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

 

ПРОГРАММА «НАШ ДОМ - ПРИРОДА»
(Н. А. Рыжова)

Содержание программы обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и бог атством природного мира, содействует развитию начальных естественно - науч ных представлений и экологических понятий. Разработана в целях образования де тей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в на чальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Основные цели - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особенность програм мы заключается в формировании у ребенка целостного взгляда на природу и место че ловека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения. Элементны экологичес ких знаний органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями программы, учебный ма териал которой включает обучающий и воспитывающий компоненты. Программа пре дусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности де тей в вопросах изучения и охраны окружающей среды. Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС»
(Н. А. Авдеева, Г Б. Степанова)

Разработана в соответствии с содержанием государственного стандарта дош кольного образования по разделу «Развитие экологической культуры детей». Пре дусматривает экологическое образование и воспитание детей старшего дошколь ного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи природы и со циальных явлений. Теоретической основой программы является концепция лич ностно-ориентированного образования, в центре которой - создание условий для развития личности ребенка. Предоставляет возможность ребенку в доступной игровой форме освоить экологическую информацию, сформировать эмоциональ но-положительное, бережное и ответственное отношение детей к живой приро де. Программа дополнена примерным тематическим планом занятий и организационно-методическими рекомендациями по ее реализации.

 

ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
(С. Н. Николаева)

Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - ше сти лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и разверну тое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их ок ружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошколь ников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементар ных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы - взаимосвязи живых орга низмов со средой обитания.

Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

 

ПРОГРАММА «ПАУТИНКА»
(Ж. Л. Васякина-Новикова)

Цель программы — формирование у детей основ планетарного мышления, вос питание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых дей ствий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребно стей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей. Пред назначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образователь ного учреждения.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»
(К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан / Под ред. К. Л. Тарасовой)

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному раз витию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание програм мы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной дея тельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкаль ное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию му зыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музы кальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей; организован по блокам тем, доступ ных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»
(К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан и др.)

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художе ственной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрирован ного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в еди ном комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является му зыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ»
( М. А. Трубникова)

Цель программы - обучение детей трех - шеста лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с раз витием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произ ведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, спе циально написанные для этой программы.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «МАЛЫШ»
(В. А. Петрова)

Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей тре тьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способ ствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы состав ляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предпо лагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»
(О. П. Радынова)

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех - семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детс кого сада. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагаю щие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют си стематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и инди видуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь позна вательной, цениостно-ориентационной и творческой деятельности детей в про цессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
(О. Л. Князева, М. Д. Маханева)

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Ос новная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приоб щить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жиз нью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми цен ностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллель но в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспи тателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в про цессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечелове ческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организа ционно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «НЕПРЕХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ МАЛОЙ РОДИНЫ»
(Е. В. Пчелинцева)

Посвящена историко-культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Создана на основе достижений современной науки и передового педаго гического опыта дошкольных образовательных учреждений Ивановской области. On ределяет содержание и необходимые условия для становления на ранних этапах гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно-этической и эсте тической направленности, воспитания любви и уважения к своему народу, его куль турному богатству и разностороннему таланту. Особенность программы - в ин теграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народ ным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора ма териала - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России. Программа включает три блока , которые содержат широкий круг тем, предусматривающих на специально организованных занятиях и вне занятий ознакомление детей с родным краем, его историей, фольклором, народным и изобразительным творчеством и др. В программе определено содержание совместной деятельности воспитателя и детей, предусмотрена организация свободной самостоятельной деятельности, в рамках которой развивается творческая активность каждого ребенка.

Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

 

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ»
(Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова)

Разработана в соответствии со структурным компонентом государственного стандарта дошкольного образования «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель - формирование у детей старшего дошкольного воз раста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважен ия к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей. Содержание программы на доступном детям уровне знакомит их с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.

 

ПРОГРАММА «ТЕАТР - ТВОРЧЕСТВО - ДЕТИ»
(Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)

Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами те атрального искусства. В пей научно обосновано поэтапное использование отдель ных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплоще ния; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятель ности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач ху дожественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творчес кую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональ ные переживания. Программа является парциальной и может служить дополне нием к комплексным и базисным программам.

Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

 

ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЙ ЭМО»
(В. Г. Ражников)

Цель программы - эмоционально-эстетическое развитие дошкольников пяти - шести лет, приобщение ребенка к полноценной элюционально-эстетической культуре: ребенок сможет взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научиться сочинять и исполнять простейшие художественные произве дения. В основе программы - освоение детьми художественных настроений, об щих для всех эстетических явлений. Эмоционально-эстетическая культура не принужденно осваивается в простейших формах художественной деятельности, доступной практически каждому ребенку. Это ритмо-звуковые импровизации, цветовые импровизации и слоговые поэтические ритмы; в художественных играх ребенок осваивает творческие позиции автора, исполнителя и зрителя (слу шателя). В программе предусмотрено параллельное обучение как ребенка, так и педагога. Предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреж дений и педагогов художественного воспитания, а также родителей.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2017
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений