Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Белецкая Светлана Викторовна,МОУ гимназия № 5,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Урок окружающего мира

Тема: В царстве грибов

Цели:

  • дать представление о грибах как отдельном царстве природы;
  • развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез);
  • воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе

Оборудование:

  • карточки с изображением растений, животных, грибов;
  • муляжи грибов, образцы ягеля;
  • учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова;
  • презентация

Ход урока

I. Организационный момент

  Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.

Улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям –
Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки!

Голоса леса. (СЛАЙД 1)

  Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Мы сегодня на уроке отправляемся путешествовать в лес, и будем продолжать искать ответы на вопросы:

Кто в лесу живёт?
Что в лесу растёт?

А если мы будем хорошими гостями, лес поможет нам в этом разобраться.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы

У каждой группы на столах лежат карточки с лесными жителями, разложите их на уже известные вам группы. Объясните, по какому признаку разделили. Деление на царства живой природы- растения, животные. На доске - царство растений, царство животных. Картинки прикрепляются на доску.
Грибы тоже на доску в отдельную группу.

У учащихся – растения, животные, грибы.
Какие группы у вас получились? Для того чтобы решить, в какое царство относятся грибы, вспомните основные признаки царства растений и царства животных.

Для этого воспользуйтесь планом (Выдаётся один на группу).

  1. Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
  2. Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
  3. Могут ли передвигаться самостоятельно?
  4. Какие условия нужны для роста и развития?

1 группа – растения,
2 – животные,
3 – консультанты (Дополнения, изменения)

Посовещайтесь в группах, выберите правильные ответы.
(Проверка на слайде - 2, 3)

Ответы групп. Можем ли мы отнести грибы к царству растений? А к царству животных?

III. Целеполагание

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Что такое грибы? К какому царству относятся грибы?)
-Можете ли вы сразу ответить на эти вопросы?
Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.
( Прикрепить название)
Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Это самые знакомые и самые таинственные существа.

IV. Введение новых понятий

-Кто из вас собирал грибы?
-Какие грибы вам известны?
Подпишите на своём путевом листе названия грибов.

(Проверка на слайде)

-Что общего у этой группы грибов? (Имеют общее строение, растут в лесах Мурманской области)

Это самые известные представители грибного царства - шляпочные грибы. (СЛАЙДЫ)

Почему их так называют? (Есть шляпка)

А какие ещё части гриба вы знаете? (Ножка)

Рассмотрите муляжи и найдите эти части.

В шляпке созревают грибные споры - крошечные живые пылинки. Они у грибов вместо семян, то есть служат для размножения. Они разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.

- А теперь давайте рассмотрим подземную часть гриба. Для этого откройте учебник стр.118.

-Как она называется? Из чего состоит? На что похожа? (Грибница - состоит из нитей, похожа на паутину)

Термины “плодовое тело”, “грибница” выписываются на доске.

- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.

-Давайте проверим наши знания. На путевом листе подпишите названия частей гриба.(Проверка на слайде) Читает ученик.

- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя». Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)

- Что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (Влага, тепло, питательная среда)

- А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (Растения)

- Что еще нужно растениям для хорошего развития? (Свет)

- Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают питательные вещества)

- А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. Они не вырабатывают питательные вещества сами и этим отличаются от растений.

-Чем же тогда питаются грибы?

- Давайте сравним наши выводы с мнением авторов учебника.

- Откройте учебник на странице 118. Прочитайте и найдите ответ на вопрос: Как питаются грибы? (Они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества)

- Значит, грибы не производят питательные вещества сами точно так же, как животные.

У грибов есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.

Видеофрагмент. (Презентация)

Проверим наши знания.

Работа в группах.

Вернёмся к нашим таблицам - признаки животных и растений.

-Посовещайтесь и отметьте, какие признаки царства грибов общие с царствами растений и животных. (Для признаков растений возьмём зелёный маркер, а животных - оранжевый)

Проверим нашу работу (По щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет)

Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к отдельному третьему царству природы?
Вы хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнём.

V. Физминутка « Дождь в лесу»

(Релаксация, развитие чувства эмпатии) Дети превращаются в деревья в лесу.
В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся.(Дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами)
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (Дети раскачиваются в разные стороны, напрягая мышцы ног)
Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (Легкими движениями пальцев дети касаются спины стоящего впереди товарища)
Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (Дети усиливают движения пальцами)
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (Дети проводят ладошками по спинам товарищей)
Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть и бодрость жизни.

VI. Продолжение введения новых понятий

Шляпочные грибы - это небольшая часть царства грибов.
Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, пьём ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков - нигде не обошлось без встречи с грибами. Это самые знакомые и самые таинственные существа.
К этому уроку мы с группой ребят провели наблюдения - расскажите о них.
1 ученик – Я выращивал на хлебе белую плесень. Для этого взял кусочек белого хлеба, положил в тарелку на чуть влажную ткань, и закрыл другой тарелкой, поставил в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появился белый пушок, а затем он стал чернеть, и даже появились чёрные шарики. Из энциклопедии я узнал, что это плесневый гриб. Называется – мукор, а белый пушок - это его грибница.
Дать рассмотреть каждой группе.

2 ученик - Я выращивал зелёную плесень на мандарине. Для этого взял мандарин, и положили в тёплое, влажное место. Через несколько дней на нём стала появляться зелёная плесень. Из справочной литературы я узнал, что это пеницилл. Этот плесневый гриб разводят специально, чтобы получать лекарство- пенициллин.

3 ученик - Как вы думаете, что у меня в руках? Это гриб- трутовик. Этот гриб в виде наростов на стволе дерева. Он поселяется на ослабленных или мёртвых деревьях, чаще всего на берёзах. Трутовик постепенно разрушает дерево. Но без него наша планета могла бы покрыться слоем каменного угля и окаменевших растительных остатков. Среди трутовиков обнаружены самые большие грибы мира. В Англии был найден такой гриб – весом более 32кг, а в окружности более 4метров. Человеку он приносит пользу, из плодового тела этого гриба получают ценный противовоспалительный препарат.
Существуют чайный, кефирный грибы. (Показать)
Действительно, царство грибов удивительно и разнообразно. (СЛАЙДЫ)

Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Это, действительно, своеобразное царство природы, населенное очень непохожими организмами, объединенными общим названием – грибы.

- Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Она называется - “микология”. (СЛАЙД)
Микология (“микос” – гриб, “логос” – наука)

- Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах)

В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе.
Человек использует полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. В медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики.

VII. Наблюдения учащихся. Исследовательская работа (Работа в группах)

Для самых любознательных – загадка природы.
Перед вами удивительный живой организм. Что вы можете о нём рассказать? (Ответы учащихся)
Это лишайник – ягель, его ещё называют олений мох. Имеет беловатую окраску, похож на миниатюрные кустики или деревца. Ягель - один из самых крупных лишайников, его высота достигает 10- 15сантиметров. Это основной корм северных оленей, особенно зимой. Ягель хорошо переносит морозы и зимует под снегом. У лишайников нет настоящих корней. Они стелются по земле ковром. Многие учёные относят лишайники к царству грибов, но другие считают их самостоятельным царством живой природы! Почему у учёных такое разное мнение о месте лишайников в природе?
Рассмотрите лишайники в группах. Посовещайтесь и решите: к какому царству живой природы вы бы отнесли лишайники?

Практическая работа(Дети рассматривают, советуются)

Возьмите аккуратно ягель в руки, какой он? (Сухой, хрупкий)
Опустите его в воду на 1 минутку. Какой он стал? (Мягкий и упругий)
Какой вывод вы можете сделать?
(Лишайник легко впитывает воду, лишайники удивительно живучи и нетребовательны) Лишайник - удивительный организм, состоящий из гриба и водоросли. Тело лишайника как бы сплетено из грибных нитей, между которыми находятся крошечные зелёные водоросли. Они поселяются там, где не выживает никакое другое растение. Это первопроходцы растительности. Всегда, везде на голой, бесплодной поверхности первым появляется лишайник. Медленно, но упорно он завоёвывает каждую пядь земли. Лишайники находили в Антарктиде на раскалённых камнях пустынь (в опытах они переносили жару 200 градусов). Они живут на таких малопригодных для жизни предметах как застывшая вулканическая лава, кирпичи, бронзовые памятники, стекло, фарфор. Разрушая и разъедая горные породы, лишайники создают почву для других растений. Их более 26 тысяч видов. Возраст некоторых антарктических лишайников – минимум 10 тысяч лет. В городских парках лишайников почти нет, но чем дальше от города, тем их больше. По ним определяют степень загрязнённости воздуха.

Проверим ваши знания.

На путевом листе запишите, из каких живых организмов состоит лишайник.
(Проверка на слайде - гриб и водоросль)
Подпишите название лишайника. (Ягель)
Крайний Север по праву может называться царством лишайников. Из 20 тысяч известных в мире лишайников свыше 1000 произрастает в Мурманской области. Некоторые виды лишайников занесены в Красную книгу Мурманской области, охраняются на территориях Кандалакшского и Лапландского заповедников.
Щедра северная природа. Все свои богатства она отдаёт людям. Только бережное отношение к природе поможет нам сохранить красоту и богатства нашего края, который мы любя называем морошковым краем.
Песня «Край морошковый». (СЛАЙДЫ)
Богатый урожай дарит нам заполярная природа, а мы соберём урожай наших знаний.

Рефлексия

Игра "Собери грибы в лукошко"

- Какая информация была для вас новой?

- Какие открытия сделали?

- Что удивило сегодня на уроке?

- Вместе с грибом положите в лукошко ответ на эти вопросы. (Дети кладут муляжи грибов в корзинку и отвечают на вопросы)

VIII.Домашнее задание

Рассмотрите внимательно буклет и поставьте вопросы к следующему уроку.

-Как отличить съедобные и несъедобные грибы?

-Могут ли съедобные грибы стать ядовитыми?

Поднимите руку те учащиеся, которые смогут найти ответы на эти вопросы сами.
Какими источниками информации воспользуетесь?
По желанию - разгадайте кроссворд.

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений