Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Педагогическая мастерская

Квасникова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №26

Открытый урок по окружающему миру
В рамках «Недели педагогического мастерства»

Тема урока: «Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны».

Файл презентации:
Золотое кольцо урок.ppt

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Юрьевна. Я прошу вас стать моими помощниками на уроке окружающего мира.

1.Эмоциональный настрой.

Ребята, мне хотелось бы с вами поближе познакомиться.

-я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
- я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
-хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга.
- пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.
Вот и состоялось наше знакомство. Думаю, что теперь можно начать работу. И начнём её с игры. А правило игры такое: я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете – да или нет.
- вам нравится принимать участие в интересных делах? ( да)
- у вас есть желание решать проблемы вместе? (да)
- вам хотелось бы во время урока услышать обидное слово? (нет)
- а хотели бы вы отправиться в путешествие и научиться добывать полезную информацию? (да)
Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке мы совершим увлекательную экскурсию.
А можно ли путешествовать, не выходя из класса? (да, нет)
Давайте попробуем совершить экскурсию и научимся использовать разные источники информации.

2. Актуализация знаний.

Для лучшей организации работы мы разделились на 4 группы:

1. учёные-топонимисты.
Слайд 2.
Топонимика – наука о происхождении географических названий. Эта группа будет искать информацию о названиях городов.

2. учёные-географы.
Они изучают карты и сообщают свою информацию.

3. искусствоведы.
Они будут искать информацию, используя произведения искусства.

4. ассистенты.
Обобщают полученную информацию.
Вот теперь все готовы.

Может, есть места и красивей
Средь заморских лесов и рек,
Только в сердце моём навек –
Золотое кольцо России.

Итак, мы совершим экскурсию по древним русским городам, расположенным по туристическому маршруту «Золотое кольцо России»
( показ по карте). Слайд 3.

В течение урока мы будем составлять свой путеводитель по этому маршруту. (Путеводитель у каждого ученика на парте)
Пока первые 3 группы знакомятся со своими заданиями, я обращаюсь к вам – ассистенты.
Почему «кольцо»? ( маршрут по форме напоминает кольцо)
Ответить на вопрос «Почему золотое?» нам поможет статья из словаря Ожегова. Слайд 4.
Познакомьтесь со значениями этого слова, выберите наиболее подходящее для нашего случая.
Какое значение подошло? ( прекрасный, замечательный, дорогой, любимый)
Обобщите свои предположения о названии маршрута «Золотое кольцо».
(Маршрут так называется потому, что там расположены в виде кольца самые дорогие и красивые города России.)
Сегодня на уроке с помощью различных источников информации будем доказывать ваше предположение.
Уважаемые географы, прочитайте названия городов, в которых мы должны побывать. ( читают по карте)
А кто-нибудь из вас был в этих городах? ( если были – значит у нас будет рассказ очевидца – как один из источников информации).

Наше путешествие начинается в городе, информацию о котором вы получите из видеоклипа.
МОСКВА Слайд 5.
Какие достопримечательности увидели? ( Царь- Колокол, Царь-Пушку…)
Откуда начинается наше путешествие? ( из столицы нашей Родины – Москвы)

3. Изучение нового материала.

Обратимся к карте нашего маршрута.( карта в путеводителе)
В город с каким необычным названием мы попадаем? (Сергиев Посад)
Уважаемые топонимисты, что вы можете сказать о происхождении названия этого города?
Читают по учебнику с.89
(Назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь.)
Слайд 6.

На протяжении столетий является крупнейшим культурным и религиозным центром русского государства.
По указу императрицы Елизаветы в 1744 году Троицкий монастырь был преобразован в лавру. Слайд 7
Значение этого слова вы найдёте в учебнике на стр. 89
Дайте его определение. ( лавра – главный, самый важный монастырь)
Кто основал город Сергиев Посад? (Сергий Радонежский)
Начинаем заполнять таблицу в нашем путеводителе.
Уважаемые топонимисты, расскажите о следующем городе на нашем маршруте. (город Переславль –Залесский)
Прочитают из «Школьного словаря географических названий».
(Переславль- Залесский – впервые упоминается в летописи под 1152г.. как город Переславль, основанный князем Юрием Долгоруким, позже добавлено слово Залесский, т.е. находится за лесом.)
Географы, что вы можете добавить? ( находится на берегу Плещеева озера)
Благодаря Плещееву озеру город вошёл в историю России.
к/ф «Юность Петра» Слайд 8
Узнали вы кого-нибудь? ( царь Петр I)
Чем он занимается? ( строит корабль)
Слайд 9.

1 августа 1692 года готовые корабли были торжественно спущены на воду. Вот потому-то и называли Плещеево озеро – «колыбелью русского флота». До сих пор в музее «Ботик» хранится бот «Фортуна», а рядом с музеем стоит памятник Петру Великому.
Кто же прославил этот город? ( Пётр I)
Заполняем таблицу.
Теперь мы попадаем в один из древнейших городов Золотого кольцо, который уже в давние времена называли Великим. Слайд 10.

Уважаемые географы вам слово.(г.Ростов находится на берегу озера Неро)
Что нам скажут топонимисты? «Занимательна топонимика».
( по одной версии, в его основе видят мужское имя Рост от Ростислав. Не исключено, что в его основе лежит имя прилагательное ростов ( ростовый), в значении « самый удобный, самый благоприятный и самый лучший». Ростов – это город, расположенный в самом лучшем, удобном, благоприятном месте.)

А теперь послушайте:
СЫСОЙ ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ ЛЕБЕДЬ ГОЛОДАЙ
Слайд 11.

Названия чего я перечислила? (…)
Не догадались? А теперь (аудиозапись) ( колокола)
Конечно, это колокольный звон.
У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Самый большой – его вес – 32 тонны носит имя Сысой. Другой колокол – Полиелейный – весом 16 тонн, а Лебедь - 8 тонн. Был ещё колокол Голодай, его отлили во время страшного голода 1578 года.
Давайте обратимся к учебнику с. 90.
Найдите ещё информацию о городе Ростове.
Какую информацию получили? ( в этом городе есть Кремль, а ещё он славится финифтью).
ФИНИФТЬ прочитать определение самой. Слайд 12.
Показать образец финифти.
Так чем же славен Ростов? ( таблица) ( колокольными звонами и финифтью)

На широкой Волге
Углича дома.
Ставенки резные,
Чудо-терема.
Слайд 13.

Как объясняет учебник происхождение названия города? с.91
( название города произошло от слова угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом».)
Обратимся к путеводителю. Что изображено в 3 столбике таблицы? (герб)
Попробуйте его объяснить.( изображен ребёнок в царской одежде, возможно, он правил городом)
Теперь познакомимся с версией историков.
Видеозапись. Слайд 14.
Что запишем в таблицу? ( царевич Дмитрий)

Переверните путеводитель. Вы видите изображения гербов городов Золотого кольца. В качестве Д/З я предлагаю вам соотнести гербы с городами и попробовать их объяснить, пользуясь различными источниками информации и вспомнив материал урока.
Давайте немного отдохнём!
ФИЗМИНУТКА Слайд 15.

Приехав в незнакомый город, откуда вы сможете получить информацию о его основных достопримечательностях? (спросить у местных жителей, купить открытки с видами города, сходить в музей….)
А ещё такую информацию можно получить из буклета.
БУКЛЕТ Слайд 16.

Ах ты, батюшка, Ярославль город!
Ты хорош, пригож, на горе стоишь,
На горе стоишь ты во всей красе…

У вас на столах лежит буклет о городе Ярославле. Изучите его. Каждая группа изучает его со своей точки зрения.
Топонимисты ищут информацию о названии города. Географы о местоположении города. Искусствоведы изучают буклет и находят информацию о достопримечательностях города. Ассистенты дополнят наш рассказ интересными фактами.
Что буклет рассказал географам? ( читают по буклету)
Что о названии города узнали топонимисты?
Какие культурные ценности привлекли внимание искусствоведов?
Что добавят остальные?
А в таблицу каждый запишет то, чем этот город ему больше всего запомнился.
Какой следующий волжский город входит в «золотое кольцо России»? (Кострома)
Что в своих источниках нашли топонимисты?

( Костромой называли чучело из соломы. Поэтому одна из версий происхождения названия города связана с именем божества весны – Костромы. По другой версии, слова «Кострома», «костр» обозначают «любое укреплённое место, крепость». Но существуют сторонники ещё одной версии, связывающие название города с заготавливаемыми зимой на берегах большими «кострами» леса).
А теперь будьте все внимательны.
Слайд 17.

Застройка города велась по необычному плану. В этом заслуга императрицы Екатерины II. Посмотрите на план города и портрет императрицы. Найдите на портрете предмет, форма которого легла в основу плана города.
В учебнике на с.93 есть этому объяснение.
Читают дети вслух ( есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным).
Чем запомнилась вам Кострома? ( таблица) ( план города)
Мы с вами остановились в городе с необычным названием ПЛЁС.
Объясните его.
Учебник с.94. (своё название получил от речного плёса, т.е. широкой части реки между двумя изгибами).
Посмотрите и послушайте.
ВИДЕОРЯД « Виды Плёса» Слайд 18.

О, Плёс!
Жемчужина Поволжья,
Часами не устану я
Стоять у твоего подножья,
Тебе завидовать, любя
Гудки красавцев теплоходов,
Открытый взгляд крутых холмов,
Домов резные хороводы
Вокруг старинных куполов.

Захотелось ли вам побывать в Плёсе? ( да, конечно)
Как запечатлеть на память красоту этих мест? ( нарисовать, сфотографировать)
Плёс – это город художников. Здесь творил замечательный русский художник И.И.Левитан. В Плёсе открыт его музей. Занесём его имя в наш путеводитель. Слайд 19.

Жемчужина Золотого кольца – Суздаль. Чтобы разгадать секрет этого города, посмотрите на его план. Слайд 20.
Какие обозначения на нём преобладают? ( знаки монастырей и церквей)
Обратимся за разъяснением к учебнику с.95.
Что вы узнали из учебника?
Как называют Суздаль? ( Суздаль – всемирно известный город-музей)
Запишите в таблицу.

А вот город Владимир около 250 лет являлся столицей древнерусского государства.
Попробуйте сами объяснить его название. Дополните свою информацию сведениями из учебника с.96.
Кого считают основателем города? ( князя Владимира Мономаха)
Первое летописное упоминание относится к 1151 году и связано с именем князя Андрея Боголюбского. Грандиозный замысел князя воплотился в новой крепости. Слайд 21.
В систему валов встроены 5 внешних башен с воротами. Посмотрите на план. Обратите внимание на названия ворот-башень и выберите главные ворота, через которые въезжал в город князь. Объясните свой выбор.
(Золотые ворота – т.к. князь любил всё золотое и это драгоценный металл)
А теперь объяснение искусствоведов. ( были покрыты позолоченной медью)
Они украшают город и сейчас. Слайд 22.

Мы завершаем наше путешествие по Золотому кольцу России. Какие источники информации мы использовали? (видеоролики, дополнительную литературу, буклет, аудиозаписи…)

4. Закрепление изученного материала.

Мне хотелось бы проверить, насколько вы были внимательны.
Я приглашаю 5 учеников к доске. Разберите карточки с названиями городов.
А вам я предлагаю взять с подноса 5 предметов. Соотнесите предметы с городами. Найдите свою пару. Возьмитесь за руки и образуйте круг.
Слайд 23.

5. Итог урока.

Вспомните своё предположение о названии маршрута «Золотое кольцо». Используя полученную на уроке информацию, расширьте его.
Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)
Благодаря кому они вошли в историю? Почему эти города вошли в «Золотое кольцо России»? ( это слава и гордость нашей страны)
Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…)
Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

6. Рефлексия.

Я вижу, вам понравился урок. Всем вам хорошо, вы счастливы. А что такое счастье? А можно сказать, что счастье – это когда всем хорошо! Значит, наш урок – счастье. Покажем с помощью аплодисментов, что нам всем хорошо, мы счастливы. Слайд 24.

Города старинные
К солнышку лицом
Для России стали
Золотым кольцом.

Большое спасибо всем за урок! Я счастлива, что познакомилась с такими замечательными детьми.
Песня.



Список использованной литературы:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса ч.2. – М.: Просвещение, 2005. – 160с.
  2. Синова И.В. Золотое кольцо России. – СПб.: Литера, 2008. – 96с.
  3. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. – М.: Армада-пресс, 2001. – 256с.
  4. Поспелов, Е.М. Школьный словарь географических названий. – М.: Профиздат, 2000. – 384с.
  5. Сайты городов Золотого кольца.


САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3Б КЛАССЕ ПРОГИМНАЗИИ №61 Г. МУРМАНСКА.

Учитель: Квасникова Е.Ю.


Тема урока: «Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны».

В системе уроков это первый урок в 3 классе в разделе «Путешествия по городам и странам». В прошлом учебном году в данном разделе учащиеся познакомились с достопримечательностями города Москвы и некоторыми другими городами. На этот раздел отводится 13 часов, 2 из которых на тему «Золотое кольцо России». Полученные на данном уроке знания и умения необходимы учащимся для дальнейшей работы по разделу «Путешествия по городам и странам», т.к. изучение будет проходить аналогично, через знакомство с достопримечательностями и выдающимися людьми.

Цели урока:

Познавательный аспект:

  • Познакомить с древними русскими городами, расположенными по туристическому маршруту «Золотое кольцо России»;

  • Дать краткую информацию о некоторых исторических личностях и живописных достопримечательностях;

  • Расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.

Развивающий аспект:

  • Продолжить развитие общеучебных умений и навыков:
    • Поисково-информационные ( умение работать с различными источниками информации)
    • Учебно-интеллектуальные ( умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими)
    • Огранизационно-познавательные ( умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, вести познавательную деятельность в коллективе, умение сотрудничать).
  • Продолжить развивать умение устанавливать взаимосвязи между объектами и делать выводы;

  • Развивать коммуникативные способности;

Воспитывающий аспект:

  • Воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны;

  • Воспитание чувства гордости за свою страну.

На изучение данной темы отводится 2 часа. При отборе материала для первого урока придерживалась идеи К.Д.Ушинского, который писал: «Рассказывая какое-нибудь событие в первый раз, вы должны передать только главные его черты, две, три интересные живописные подробности».

Для этого был отобран учебный материал, на котором возможно создавать ассоциации.
Расширение знаний будет проводиться на следующем уроке, который я планирую, как урок-конференцию, где учащиеся поделятся проведёнными исследованиями, а также будет проведено закрепление изученного материала с помощью разноуровневых заданий.

Т.к. данный урок – это урок ознакомления с новым материалом, а также первый урок в данном разделе, то наибольшее количество времени на уроке выделено на изучение нового материала, а также выделено время на разбор домашнего задания и контроль усвоения полученных знаний.
Главный акцент урока делался на предметах и личностях, с которыми у учащихся возникали ассоциации.

Для достижения поставленных целей мною были выбрана мультимедиа-технология – совокупность средств, которые обеспечивают восприятие учеником информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современных детей формах: аудиоинформации, видеоинформации, слайд-шоу.
Такое сочетание значительно активизирует внимание к содержанию учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение ученикам и повышая качество излагаемой информации.

Для активизации мыслительного процесса учащихся использовала коллективную и групповую формы работы, метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником в форме выборочного чтения, а также частично-поисковый метод при работе в группах.

Контроль усвоения ЗУН был проведён в виде дидактической игры «Найди соответствие».

Считаю, что на данном уроке удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить результаты обучения в виде ответов учащихся.

Результат урока
На данном уроке не было возможности для дифференцированного подхода к учащимся. Но при проведении следующего подобного урока я бы взяла меньшее количество городов и провела закрепление изученного материала, используя дифференцированные задания.


Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2017
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений